Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ глава 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополняется статьей 20.6.1, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Совершение указанного правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

При этом указанные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу либо совершенные повторно, влекут повышенную административную ответственность.

Так, за совершение указанного правонарушения предусмотрен административный штраф для граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса, а также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 рассматривают судьи районных судов.

Установлено, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса. Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, на период до 31 декабря 2020 года правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

 

 

Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Ранее за оскорбление была предусмотрена уголовная ответственность по статье 130 Уголовного кодекса Российской Федерации. В 2011 году эта статья была декриминализована.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением. (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3).

Таким образом, в случае размещения в средствах массовой информации недостоверных сведений, порочащих десть и достоинство гражданина, он вправе обратиться за защитой своих прав с соответствующим исковым заявлением в суд.

Кроме того, с заявлением о факте оскорбления можно обратиться в прокуратуру, поскольку возбуждение административного преследования за это деяние осуществляется прокурором.

Предусмотренный статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, который влечет наложение на виновное лицо штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Причем непривлечение лица к административной ответственности не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации, причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскиваемого в судебном порядке.

Однако стоит помнить, что нормы закона, регламентирующие защиту нематериальных благ человека, как честь и достоинство личности, действуют не только в случае нарушения прав при непосредственном, личном общении, но и в случае общения виртуального.

 

 

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 99-ФЗ статья 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополняется частью 10.1, предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридическое лицо в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Эта же статья дополняется частью 10.2, предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридическое лицо в размере от 3 до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Кроме того, обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 9-11статьи 13.15 КоАП РФ, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры.

 

 

Как должно быть оплачено время нахождения на самоизоляции в период приостановления деятельности организации по Указу Президента РФ?

Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30.04.2020 установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Порядок оплаты времени простоя не по вине работодателя и работника установлен ст. 157 Трудового кодекса РФ. Оплате подлежит 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанные пропорционально времени простоя. О нарушении прав информируйте Государственную инспекцию труда в Вологодской области или органы прокуратуры района.

 

 

Статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц.

К вознаграждению могут быть отнесены подарки, деньги, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов.

В силу Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» этот запрет распространяется и на муниципальных служащих.

За получение вознаграждения при исполнении должностных обязанностей (взятку) предусмотрена уголовная ответственность.

Взятка может быть получена самим должностным лицом лично либо через посредника, родными и близкими, через подконтрольные организации с его согласия.

Как же отличить подарок от взятки?

Основным критерием является мотив, по которому гражданами названным лицам передаются ценности и выполняются услуги для них.

Согласно статье 572 Гражданского кодекса Российской Федерации дарение происходит безвозмездно, без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого.

Гражданское законодательство (п. 1 ст. 575 ГК РФ) допускает дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:

- работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Однако независимо от размера, незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) не имеет значения.

Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс.руб. – мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание 15 лет лишения свободы.

Информация подготовлена
помощником прокурора Вашкинского района Огинской М.Е.